К столетию епископской кафедры в Ижевске 100 лет епископской кафедре в Ижевске

К столетию епископской кафедры в Ижевске 100 лет епископской кафедре в Ижевске

2021-й год для Ижевской епархии ознаменован вековым юбилеем: ровно сто лет назад, в 1921 году было учреждено Ижевское викариатство в составе Сарапульской и Елабужской епархии. Появилась первая в истории епископская кафедра в Ижевске. Уже через пять лет — в 1926 году она была преобразована в самостоятельную епархию.

Историю Ижевской кафедры правильнее всего начинать с образования Удмуртской (Вотской) автономной области, которая была учреждена 4 ноября 1920 г. постановлением Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров РСФСР. Однако процесс становления автономии начался гораздо раньше. Прежде всего, ему предшествовало формирование национального самосознания удмуртов и развитие их культуры. Когда из среды удмуртского народа вышли такие образованные интеллигенты как Максим прокопьев, Трокай Борисов, они смогли организоваться и заявить о формировании автономной области и сформировать первые руководящие органы будущей республики. Впервые об образовании удмуртской автономии громко заговорили на Первом всероссийском съезде удмуртов, прошедшем в 1918 году в Елабуге. 78 делегатов, среди которых были и священнослужители-удмурты, такие как священник Петр Лекомцев, священник и ученый Григорий Верещагин, священник Дмитрий Поздеев, приняли резолюцию, в которой, в том числе, говорилось:

“Мы должны соблюдать общее единение с русскими гражданами и составить с ними единое государство. Все народы, и большие, и малые, многочисленные и малочисленные, составят общий союз, и тогда земля наша (Российская) будет землей союза народов… Только тогда, когда каждой народности будет предоставлено свое полное самоуправление, проснутся спящие народы и быстрыми шагами пойдут по пути прогресса… Пришла свобода, пришла Федерация, пришли самоопределение и самоуправление.” [1]

Съезд избрал Максима Прокопьева полномочным представителем в Народный Комиссариат по делам национальностей РСФСР. 31 июля 1918 г. постановлением Наркомнаца РСФСР при нем был создан Вотский отдел во главе с М. П. Прокопьевым. Он составил проект будущей Удмуртской автономной трудовой коммуны (области). При уездных и губернских исполкомах Советов создавались удмуртские национальные секции и отделы, созывались губернские и уездные съезды национальных меньшинств [2]. После гибели Максима Прокопьевича в гражданской войне, его место занял Трофим Борисович Борисов.

Так началась кропотливая работа по формированию ведомств и органов управления. Итогом этой работы стало то, что 2 ноября 1920 г. Совет Народных Комиссаров РСФСР принял постановление об образовании «автономных областей народов — калмыцкого, марийского и вотяцкого»]. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет РСФСР утвердил это постановление 4 ноября 1920 г.

В течение 1921 года происходило формирование структуры новых государственных органов — революционные комитеты передавали власть исполкомам Советов. 5 января 1921 года Всероссийский Центральный Исполнительный комитет РСФСР своим декретом определил территориально-административный состав Вотской (Удмуртской) автономной области из 27 волостей Глазовского, 18 — Сарапульского, 14 — Елабужского и 12 — Малмыжского уездов Вятской губернии, городов Глазова и Ижевска. Население области составило около 694 тыс. человек, из них 59% — удмурты. В состав ВАО не вошли Сарапул, Воткинск, территории Камбарского, Каракулинского, Киясовского районов. 2 июня 1921 года принято решение о переводе центра в город Ижевск (изначально центром был определен Глазов). [1].

Таким образом, после образования автономной области удмуртского народа, церковно-административное деление пошло вразрез с государственным. Сарапульская епархия, образованная тремя годами ранее, включала территории Сарапульского, Елабужского и Малмыжского уездов. То есть новая вотская автономия с центром в Ижевске по церковному делению относилась к Сарапульской епархии. В связи с чем встал вопрос реформирования и церковно-административного деления.

В церковной среде появление новых административных образований вместо прежних уездов вызвало неоднозначную реакцию. Одни считали, что Церковь в своей административной организации не должна ориентироваться на новые реалии. Другие считали, что новые административные округа должны учитываться. Так или иначе, уже через год после образования Вотской автономной области, по докладу еп. Сарапульского и Елабужского Алексия указом Св. Патриарха Тихона и Свящ. Синода от 11 июля 1921 года было образовано Ижевское викариатство «с наименованием епископа «Ижевский» и с местопребыванием ему в г. Ижевске». Ижевское викариатство при своем образовании включало в себя Ижевский уезд Сарапульской епархии, в котором находился 31 приход. 15 сентября 1921 года патриаршим указом на Ижевскую кафедру был назначен архимандрит Александро-Невской лавры г. Петрограда Стефан (Бех) [3].

Владыка Стефан прослужил на кафедре всего лишь до 9 ноября 1922 года. За свой короткий срок управления кафедрой ему пришлось столкнуться с немалыми трудностями, наиболее тяжелая из которых — это обновленческая «Живая Церковь», действовавшая в Удмуртской автономии с подачи светских властей. Владыка не принял живоцерковников и как мог боролся за то, чтобы сохранить свою паству от обновленчества.

Известный церковный деятель протоиерей Михаил Елабужский, служивший в Воже — очевидец тех событий — оставил в своем дневнике такую запись о тех днях: «22 ноября 1922. Получил известие, что епископ наш Стефан увезен в Москву, вероятно на покой, как другие епископы, не признавшие Живой Церкви, и что сторонникам последний в Ижевске передан, при содействии гражданской власти, собор. Что теперь будет с нами, безголовыми?» [5]

27 ноября 1922 г. по ходатайству уполномоченного обновленческого Высшего церковного управления прот. К. Травина и других членов ижевской группы «Живая церковь» облисполком постановил передать Александро-Невский собор в Ижевске группе «Живая церковь». 8 ноября 1925 г. в статусе собора Сарапульским еп. Алексием был утвержден ижевский собор во имя Архангела Михаила. Против обновленчества выступал и сам епископ Сарапульский Алексий (сначала признавший обновленчество, но потом покаявшийся). В Удмуртской автономии в 1924 г. распространялось антиобновленческое «Воззвание к пастве» Сарапульского еп. Алексия, пользовавшегося большим авторитетом.

После ареста епископа Стефана (Беха) кафедрой управляли сначала епископ Флавиан (Сорокин), а затем епископ Ириней (Шульмин). В 1926 году Ижевское викариатство вошло в состав самостоятельной Ижевской епархии [4].

Образование Ижевского викариатства позволило и архиерею быть ближе к верующим и духовенству. Были пересмотрены границы благочиний. Так, например, тот же протоиерей Михаил Елабужский так написал в своем дневнике в преддверии образования викариатства: «В связи с новым делением на уезды и намечающимся открытием новых викариатств в нашей, Сарапульской епархии, распоряжением сарапульского архиерея Алексия перекроены благочиннические округи и сильно уменьшены в своих размерах. Округ, к которому отнесено наше село, называется вторым округом (будущего) Ижевского викариатства и состоит из сел только Ижевского уезда. В него входят села Вавож, Водзимонье, К. Ключ, Кибижикья, Нылга, Кейлуд и Булай» [5].

Так сто лет назад началась новая веха в истории православия на Удмуртской земле: в новосозданной Удмуртской автономии был поставлен первый епископ. Пока это только викариатство. До образования самостоятельной епархии пройдет еще пять лет. Однако это очень важная веха в истории православия на Удмуртской земле: с образованием автономии, которой способствовало определенное развитие национального самосознания удмуртского народа, образуется и отдельная церковная административная единица. Церковь таким образом не оставалась в стороне от народных настроений и нужд.

Источники

Рождение Удмуртской автономии [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://udmurt.media/articles/ obshchestvo/67557/. — Дата обращения: 19.05.2021.
2. На пути к автономии [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://gasur.ru/activity/publications/pub_arh/cdni/cdni0109.php. — Дата обращения: 19.05.2021.

3. Малых А. Основные вехи истории Ижевской епархии в ХХ веке / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://bogoslov.ru/article/408551. — Дата доступа: 19.05.2021.

4. Шумилов Е. Ф. Ижевское викариатство [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.pravenc.ru/text/293820.html. — Дата обращения: 19.05.2021.

5. Елабужский, М. С. Жизнь в дневниках / М. С. Елабужский. — Ижевск, 2015. — 385 с.

Епископ Стефан (Бех) – первый архипастырь Ижевска

Епископ Стефан (Бех) стал первым архиереем новообразованной викарной кафедры в г. Ижевске. Ревностный архипастырь, он имел горячую веру и почитался верующими как прозорливый старец. Как и многие искренние священнослужители того времени, владыка Стефан не раз подвергался арестам, прошел через ссылки и лагеря, в одном из которых и окончил свой земной путь.

Будущий епископ Стефан, в миру Валериан Степанович Бех, родился 13 сентября 1872 года в Житомире, имел дворянские корни (по некоторым сведениям родился в Санкт-Петербурге).

В 1897 году окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета. В том же году был принят без экзаменов в Московскую Духовную академию, но через год прервал обучение по каким-то причинам. С 1 июля 1899 по 15 августа 1900 года работал земским начальником в Яренском уезде Вологодской губернии. С 16 января 1901 года на протяжении двух лет трудился законоучителем церковно-приходских школ в той же губернии.

В 1903 году вернулся в Московскую духовную академию и в конце того же года принял монашеский постриг с именем Стефан. 5 ноября 1906 года рукоположен во иеромонаха. В 1907 году окончил духовную академию со степенью кандидата богословия. Через год начинает трудиться во благо Церкви в различных епархиях: с 1 октября 1908 года — помощник смотрителя Соликамского духовного училища, 28 июля 1911 года назначен смотрителем Мингрельского духовного училища с возведением в сан архимандрита, с 8 октября 1913 года — смотритель Бежецкого духовного училища. 8 октября 1914 года назначен протопресвитером по ведомству военного и морского духовенства. С 28 октября 1915 года — смотритель Каргопольского духовного училища Олонецкой губернии. В1918–1920 годах служил в Александро-Невской лавре.

В 1919 году был впервые арестован в Петрограде, но вскоре освобожден.

По случаю учреждения Ижевского викариатства, 9 октября 1921 года архимандрит Стефан хиротонисан во епископа Ижевского, викария Сарапульской епархии. Владыке довелось прослужить на кафедре всего лишь около года, но и за это время ему пришлось столкнуться с немалыми трудностями, которые требовали от епископа мужества и самоотверженности. Именно здесь он проявил себя как ревностный архипастырь, здесь начался путь его постепенного восхождения на личную Голгофу.

Во-первых, в марте 1922 года местными властями была устроена кампания по изъятию церковных ценностей, разорившая храмы. Во-вторых, начавшийся уже обновленческий раскол в этом же году проявился в Удмуртской автономии. Это было поистине смутное время, судить о котором однозначно спустя сто лет было бы неправильно. Нельзя судить поверхностно и о самом расколе, который имел множество причин, и о его сторонниках, и о противниках. Раскол в первые годы поддерживался советскими властями: именно обновленческие приходы имели официальную государственную регистрацию, именно им власти отдавали центральные соборы. Неудивительно, что даже истовые архипастыри соглашались признать обновленческое движение, как это случилось, например, с епископом Сарапульским Алексием (Кузнецовым). В это же время епископ Ижевский Стефан, который находился в подчинении у владыки Алексия как викарный архиерей, выступил против обновленчества и отказался поминать епископа Алексия.

Уже в следующем году епископ Алексий принес покаяние перед патриархом Тихоном и был оставлен управляющим Сарапульской епархией, а владыка Стефан 9 ноября 1922 года был арестован в Ижевске. 27 декабря 1922 года постановлением Комиссии НКВД по административным высылкам за контрреволюционную деятельность приговорен к трехлетней ссылке в Нарымский край. В связи с пребыванием в ссылке, в 1923 году как архиерей был уволен на покой. В дальнейших церковных документах упоминается как пребывающий на покое.

Известно, что в 1923 году находился в Таганской тюрьме, откуда он обратился с просьбой в Политический Красный Крест — организацию, занимавшуюся помощью политзаключенным. В письме владыка Стефан просил: «Прошу дать мне тулуп. Еду в северную Сибирь за Томск, а одежду у меня украли в Цехгаузе Таганского Медицинского Околотка. Морозы в Нарыме свирепые, моей оставшейся одежды не достаточно». На письме была сделана помета «Надо выдать», поставленная Екатериной Пешковой (правозащитница, активная деятельница Политического Красного Креста, супруга Максима Горького).

В ответ владыка Стефан написал Екатерине Павловне письмо со словами благодарности:

«Христос Воскресе.

Глубокоуважаемая Екатерина Павловна!

Позвольте мне, незнакомому политическому, принести Вам свое поздравление с Праздниками и выразить благодарность за Ваше попечение о нас, заключенных.

Тяжелые бедствия, постигшие Отечество наше, так всех нас ошеломили, придавили, что ходишь, как в полубессознательном состоянии; и куда не обратишь свой мысленный взор, везде видишь одно горькое. Я чувствую себя духовно умерщвленным. Иногда случается увидеть или услышать, или получить что-нибудь отрадное. И что же? Пришибленные чувства отказываются утешиться. Велика скорбь, постигшая нас, и нужно долгое время, чтобы придти в себя; ибо уже утрачена, так сказать, сама способность радоваться чему-нибудь…

Мы заключенные, хотя и не видим Вас лично, но мысленно окружаем Вас и находим великое утешение в материальной поддержке и в юридич<еской> и моральной помощи от политических старост (Шапошникова), находящихся под Вашим руководством.

Собираясь в ссылку в Сибирь, я уже 3 месяца живу в Москве. Мне досталось на долю много пользоваться Вашим участием и получить большую помощь от Вас. Поэтому позвольте мне выразить Вам от себя лично особенную благодарность и пожелать Вам, чтобы Господь Бог, по вере моей, послал Вам в жизни возможную отраду, которая могла бы успокоить вполне Вашу душу.

Искренне благодарный Вам, убогий Стефан, епископ Ижевский (Бех в миру).

26/III. 1923. День св. Пасхи».

В 1924–1926 годах владыка содержался в Соловецком лагере, после чего был освобожден. С 1926 года проживал в Ленинграде, числился временно управляющим Вятской епархией. Однако уже через три года, в 1929 году был снова арестован в Ленинграде и сослан на три года в Северный край по постановлению ОСО КОГПУ за антисоветскую деятельность. В ссылке находился в селе Помоздино Усть-Куломского района Коми-Зырянской АО, затем в с. Бадь-Ель (Бадьельск) того же района.

7 сентября 1932 года был арестован в ссылке по обвинению в «создании к/р монархической церковной организации «Союз крестьян» и руководстве этой организацией». 21 апреля 1933 года осужден Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ, приговорен к высшей мере наказания, которая была заменена 10 годами исправительно-трудовых лагерей. Однако уже до объявления приговора, 26 марта 1933 года епископ Стефан скончался в тюрьме г. Сыктывкар.

В 1981 году архиерейским собором Русской Православной Церкви Заграницей был причислен к лику новомучеников Российских. Имя священномученика Стефана Ижевского значится на полях знаменитой иконы «Собор святых новомучеников российских от безбожников избиенных». Эта икона является первым изображением собора новомучеников, она была написана к архиерейскому собору РПЦЗ 1981 года известным иконописцем архимандритом Киприаном (Пыжовым).

В завершение можно отметить, что многочисленные заключение и лагеря не сломили духовно владыку Стефана. В духовной ревности его можно сравнить с другим прославленным архипастырем – священноисповедником Виктором (Островидовым), который в 1926 году стал первым архипастырем уже самостоятельной Ижевской епархии. С владыкой Виктором владыку Стефана связывают не только место служения, но и схожесть судеб. Оба они умерли в ссылках, до конца дней оставаясь ревностными архипастырями, не желающим поступиться со своими идеалами. Так Господь благословил самые первые дни Ижевской кафедры: несмотря на все нестроения, два первых Ижевских архипастыря (первый викарный и первый самостоятельный епископ) – оба святые люди, почитаемые как при жизни, так и после кончины.

Протоиерей Максим Пислегин

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *