Мысли о поправках в Конституцию

Остались буквально считанные дни до 1 июля 2020 года – всенародного дня голосования за поправки в Конституцию России, основной закон нашей страны. Поправки есть, их достаточно много, и по поводу некоторых из них в социальных сетях до сих пор идут либо споры, либо высказываются различные взгляды на один и тот же вопрос или тему.

Не буду оценивать все эти высказывания, скажу лишь о теме, которая меня интересует особо, а именно: охрана памятников истории и культуры. В частности, меня, как члена Российского общества историков-архивистов (РОИА), принятого в него от имени Увинского районного общества РОИА в 2010 году, волнует дальнейшая судьба такого объекта культурного наследия Удмуртской Республики, как «Ансамбль церкви святого Благоверного Великого князя Александра Невского», расположенного в селе Удугучин Увинского района Удмуртии, признанного таковым в соответствии с приказом Агентства по государственной охране объектов культурного наследия Удмуртской Республики от 12.03.2019 г. № 052.

Безусловно, о культуре вообще в действующей Конституции РФ 1993 года сказано было и до поправок. Например, в части 2 статьи 44 говорится: “2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям”. А в части 3 этой же статьи говорится дополнительно: “3. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры”1 (выделено мной – Авт.).

Кроме этого, в статье 72 (часть 1, пункт д) Конституции РФ 1993 года было особо отмечено: “1. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: … д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;” (выделено мной – Авт.).

Статья 114 (часть 1, пункт в) Конституции РФ 1993 года конкретизирует уже сказанное: “1. Правительство Российской Федерации: …в) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;” (выделено мной – Авт.).

Казалось бы, сказано всё. Тем не менее, сейчас статья 68 Конституции РФ 1993 года дополняется новой частью 4: “4. Культура в Российской Федерации является уникальным наследием ее многонационального народа. Культура поддерживается и охраняется государством.”2 (выделено мной – Авт.). Прекрасно сказано, и за это, безусловно, можно и нужно голосовать!

Но остаётся не освещённым следующее: а каким же способом планируется беречь, защищать и охранять эти самые памятники истории и культуры, являющиеся, как совершенно справедливо отмечено в поправках к Конституции Российской Федерации, уникальным наследием ее многонационального народа?

Понятно, что это должно быть оговорено в каких-то специальных документах, указах, законах, вытекающих из основополагающего документа, о котором мы здесь говорим – из Конституции РФ.

Однако, что мы имеем?

В стране в настоящее время есть много реально действующих законодательных актов, предусматривающих меры воздействия к тем лицам, которые недостаточно ответственно выполняют свои обязательства перед государством или перед другими людьми. Например, такие акты, носящие статус федеральных законов, как Налоговый кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», а также многие другие. Наконец, Уголовный кодекс РФ.

Каждый гражданин в нашей стране знает, что малейшее нарушение перечисленных законодательных актов влечёт за собой быструю и эффективную реакцию государства в лице соответствующих государственных органов.

А как же обстоят дела с защитой и охраной тех самых памятников истории и культуры, являющихся неотъемлемой частью всей нашей культуры и, согласно поставленным на предстоящее голосование 1 июля 2020 года поправкам к Конституции Российской Федерации, уникальным наследием ее многонационального народа?

Да, есть Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Но, как показывает жизнь, реальное финансирование охраны памятников истории и культуры – даже признанных таковыми официально – до сих пор ведётся по остаточному принципу, то есть, по самому минимуму и в последнюю очередь. И особых волнений по этой причине, судя по всему, никто не испытывает.

Так что, накануне 1 июля 2020 года – дня всенародного голосования за поправки в основной закон нашей страны – Конституцию Российской Федерации, хотелось бы ещё раз обратить внимание всех наших граждан на то, что культура в России действительно является уникальным наследием её многонационального народа и, вне всякого сомнения, должна нашим государством реально и поддерживаться, и реально охраняться.

И это будет уже закреплено конституционно.

21.06.2020 г. г. Ижевск

Сергей Ворожцов, член Российского общества историков-архивистов (Увинское районное общество), член Приходского собрания прихода Храма Покрова Пресвятой Богородицы села Новый Мултан

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *